vnii_kp@vmail.ru
пр-т Труда, 91
г. Воронеж
Как избежать перерасходов при строительстве?

С момента принятия заказчиком решения о строительстве комбикормового завода, его часто начинает одолевать желание поскорее завершить строительство и получить функционирующий завод. Вследствие чего он начинает торопить строителей, пристально следить за процессом закладки фундамента и возведения стен, а также поступлением заказанного оборудования. Словом, обращает внимание на доступные для него маркеры, позволяющие отслеживать ход строительства.

Однако самому процессу строительства предшествует очень важная, но малозаметная работа, определяющая конечную стоимость завода и потенциал степени качества кормовых смесей, которые будут на нем изготавливаться. Эту работу рядовой заказчик редко способен отследить, но просчеты здесь приводят к перерасходу финансовых средств, увеличению времени строительства, серьезным расходам на переделки только что приведенного в эксплуатацию завода и невозможности получения требуемого качества комбикорма.

Комбикормовый завод ОАО "ТАЛВИС". Тамбовская обл. п. Новая Ляда

В статье рассказываем на что следует обратить внимание перед началом строительства комбикормового завода и заказа необходимого оборудования с тем, чтобы избежать грубых просчетов, которые нередко выявляются непосредственно по завершении постройки или же в первый год эксплуатации.

Концепция генерального плана

К начальному этапу проектирования комбикормового завода следует отнести разработку удачной концепции генплана, то есть ещё не самого генерального плана, а схемы взаимного расположения производственных построек на будущей территории завода.

Здесь необходимо понимать, что по-настоящему профессиональный подход не предполагает готовых технических решений. Специалисты-профессионалы обладают знаниями и способностью к их творческому применению. Простота подхода, выражающаяся в предложении и настаивании на некоем универсальном решении, свидетельствует о малом опыте и низком уровне компетенций исполнителя.  Неадаптированные под конкретный случай готовые решения грозят непредвиденными расходами на миллионы рублей и увеличением сроков строительства.

Специалисты с глубокими знаниями и богатым опытом сперва подвергают оценке план местности, на которой заказчик желает построить завод, с учетом необходимых и возможных связей между производственными зданиями и с близлежащими объектами. В результате произведения оценки местности выясняется перспективность дальнейшего развития предприятия.

Расположения производственных объектов, независимо от размеров отведенного под строительство участка, должно быть предельно компактным, чтобы:

  1. Использовать короткие транспортные пути и минимальное количество транспортных механизмов.
  2. Минимизировать расход кабелей и понизить мощность электромоторов.
  3. Использовать небольшие по размеру транспортные эстакады и галереи.
  4. Использовать минимальное число опор и фундаментов для эстакад и галерей.
  5. Сократить расходы для выявления геологических характеристик застраиваемого участка путем сокращения его площади.

Все вышеперечисленные вопросы, очевидно, имеют более чем существенное влияние на экономику проекта. Кроме того, их оптимальное разрешение в перспективе способствует сокращению регулярных расходов на ремонт и эксплуатацию транспортных механизмов, а также улучшению качества производимой продукции.

Оценка генплана заказчиком

Схему генерального плана создать проще, чем технологическую схему завода, но ее еще требуется «пережить».

Созданный вариант исполнитель передает заказчику для совместного разностороннего обсуждения. В ходе такого обсуждения от заказчика требуется «вжиться» в предлагаемое решение, разобравшись во всех деталях, и оценить его с позиции удовлетворения собственных потребностей. При обнаружении в генплане решений, которые лишь частично решают поставленные задачи, заказчику следует потребовать содержательные объяснения относительно того, почему предложен именно такой подход, и выяснить возможность его оптимизации под свои нужды.

Заключение заказчик должен принимать только после детальной проработки предложенного плана в кругу независимых специалистов. Предоставленный исполнителем материал требуется как следует освоить. Тщательное изучение позволит сформулировать конструктивные вопросы и предложения.

Помните, что реализация всех начальных этапов постройки комбикормового завода, и в особенности разработка схемы генплана и технологической схемы завода, а также обоснование технических характеристик оборудования является до значительной степени творческим процессом, который основан на знаниях, а не на изложении существующих решений у проектантов или технологов. И поскольку это процесс, то он протекает во времени от зарождения, затем созидания и рождения. Именно поэтому готовых решений – не существует.

Пример из практики

Приведем пример анализа технологической схемы, проводимого группой независимых экспертов. Обратим ваше внимание, что мы рассматриваем абсолютно реальный случай, но имена заказчиков и исполнителей в нем мы опустили.

Клиент выдвинул одному из лучших российских производителей оборудования очень разносторонние требования к возможностям технологического процесса, что повлекло за собой разработку и обоснование довольно сложной схемы. Очевидно, что производитель был заинтересован продать как можно больше своего оборудования и при помощи схемы пытался обосновать необходимость использования для выполнения поставленных заказчиком задач обозначенного количества машин.

Анализ предлагаемого решения выявил некоторые технические особенности производства, которые решали все механические задачи, но не смогли бы обеспечить требования к производимым кормам. В отсутствии тщательного анализа, к которому многие относятся поверхностно, доверясь поставщику, все недостатки обнаружились бы в первый год эксплуатации. Тут важно понимать, что поставщик всегда дает гарантию на оборудование и машины, но не на технологию. При этом все оплаты, как известно, закрываются вместе с запуском завода, и поставщик всегда стремится сдать завод, понимая, что для этого достаточно только чтобы все работало.

Кроме того, проект контракта, как правило, составляется поставщиком оборудования. Знания же заказчика обычно находятся на недостаточном уровне для защиты своих интересов. Требования к качеству выражаются очень обобщенно и в недостаточной степени отражают особенности технологии заказчика, характеристики сырья, которое планируется использовать, а также параметры будущего комбикорма. В результате за пределами договора часто остаются такие важные условия, как:

  • достижение устойчивой проектной мощности технологической линии;
  • соответствие готовой продукции заданным параметрам качества.

Возвращаясь чуть подробнее к схеме, которая была проанализирована, отметим, что она содержала в себе техническое решение термообработки рассыпного комбикорма, ранее не применявшееся на практике. Вы хотели бы вложиться в предприятие, которое, помимо прочего, задумывалось бы для проведения испытаний используемого на нем оборудования?

Также в ходе разбора предложенной одним из лучших в России производителей оборудования для изготовления комбикорма технологической схемы обнаружилось решение для санации цельного зерна, которое в принципе не позволяло достичь нужных заказчику результатов. Анализ выявил, что это можно исправить путем исключения ряда оборудования. Так, предложенные изменения существенно удешевили комплектацию линии, снизили ее энергоемкость, повысив при этом качество выпускаемой продукции. Это лишний раз подтверждает, что производители оборудования часто плохо владеют знаниями технологических процессов по части обеспечения производства качественных кормов, что, собственно, является целью строительства завода.

Понятно, что не каждый раз при изучении предложенной схемы можно будет обнаружить нерационально внедренное оборудование и сразу же скорректировать проект. В рассматриваемом случае сперва была произведена оценка значимости отдельных машин, затем исключен отдельный узел, а после выполнено соединение оставшихся частей для придания схеме рабочего состояния. После чего созданный вариант подвергался новому анализу и расчетам. В ходе анализа и оценки каждого из этапов продвижения к совершенству было около 10 вариантов, которые позволили прийти к окончательному решению.

Об использовании зарубежного и отечественного оборудования

Здесь хочется обратить внимание на случаи, когда с целью экономии пытаются совместить на одном производстве зарубежное и отечественное оборудование. Многие наши производители стремятся закупить довольно дорогостоящее импортное оборудование. Западные компании, особенно в последнее время, когда новых заводов у них строят мало, весьма заинтересованы в сотрудничестве. Понимая невысокую платежеспособность наших заказчиков, некоторые зарубежные компании с целью удешевления комплектации предлагают закупить, например, нории и транспортеры, произведенные в России. Такое предложение обусловлено либо непониманием поставщиком влияния транспортного оборудования на однородность корма, которое столь же высоко, как влияние, скажем, хорошего смесителя, либо продавец просто вводит покупателя в заблуждение. В этом случае установка транспортного оборудования российского производства может грозить полной потерей преимуществ, которые дорогие машины зарубежного производства способны дать технологической линии.

Это нужно понимать и при невозможности полностью обеспечить себя дорогостоящим оборудованием – проще закупить более дешевое, но хорошо оптимизированное друг под друга оборудование, которое в своей совокупной работе будет приносить больше пользы.

Отдельно хотелось бы отметить дорогие и проблемные зарубежные разработки АСУ ТП комбикормового производства. Поверьте, российские разработчики давно научились создавать замечательные автоматизированные системы управления технологическим процессом, которые применяются на сотнях наших заводах. Отечественная разработка многоуровневых систем оптимизации намного дешевле и зачастую качественнее, потому что разработчики хорошо понимают российскую специфику.

Заключение

Подводя итог, еще раз обозначим, что первым этапом при строительстве комбикормового завода, включающим разработку концепции строительства, важно уделять огромное внимание, так как недоработки на этом этапе приводят к перерасходу финансовых средств, увеличению времени строительства, серьезным расходам на переделки только что приведенного в эксплуатацию завода и невозможности получения требуемого качества комбикорма. 

Тщательная экспертиза проекта довольно длительный процесс, требующий 2-3 месяца. Это затягивает строительство, но позволяет доработать проект, в перспективе сэкономив на нем значимые, а иногда и критически важные суммы.

Последние новости

Организация производства комбикормов

Для каждой отдельной группы животных и птиц, исходя из их возраста, вида, хозяйственного назначения, а иногда и пола, разрабатывают специальную рецептуру и свою технологию производства комбикорма.

Читать